Режиссура
документального
кино
Курс
Продолжительность курса: 3 месяца
Набор на этот курс будет объявлен позже, вместе с датой начала и расписанием. Вы можете подать заявку до объявления набора, чтобы вашу заявку рассмотрели в первую очередь. Обратная связь по заявке придет после объявления набор.
Курс проходит онлайн,
в формате вебинаров.
Миром повелевают хорошо рассказанные истории. За последние десять лет неигровое кино обросло новой аудиторией. Нон-фикшн становится влиятельным и востребованным жанром. Платформы все больше интересуют документальные сериалы, научно-популярные фильмы. Нужны новые авторы, интересные идеи и свежий взгляд.
Кто такой «режиссер документального кино»?
Его свойства — это любопытство. Открытость. Любовь к жизни и к людям (героям). Это воля и
решительность. Это терпение. Желание рассказывать истории. Умение заметить
интересное в обыденном. Это чувство ритма. И это — мировоззрение!
Таким свойствам и качествам сложно обучить, но их можно проявить и культивировать. Обучить можно прикладным навыкам профессии. И только через практику можно проявить
первое, и обучить - второму. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; лучше сто раз что-
то снять, чем один раз услышать про то, что такое документальное кино и как надо его
делать!
Участни_ки курса
— во время обучения снимут несколько коротких индивидуальных работ, одну групповую и один курсовой документальный фильм;
— научатся писать сценарии документального кино;
— научатся находить «живых» людей и снимать их такими, как они есть, при этом — своим авторским взглядом;
— пройдут все этапы производства документального фильма.
Ведущий курса
Антуан
Каттин
Режиссер документального кино.
Работал ассистентом Сергея Лозницы.
Вместе с Павлом Костомаровым снимал ряд
документальных фильмов, среди которых
«Мирная жизнь», «Мать» (номинация на премию Европейской киноакадемии).
С Александром Расторгуевым, Павлом Костомаровым и Алексеем
Пивоваровым работал над интернет-проектами «Срок» и «Реальность».
Преподавал документальное кино в школе искусств ECAL в Лозанне.
Лауреат множества премий на международных фестивалях.
Программа
1 месяц. Теория, лаборатория, сценарий.
Разбор документальных фильмов разных жанров с точки зрения драматургии и режиссуры - как это сделано.
Cъемка и монтаж коротких сюжетов (сторис, мой день, портрет одного героя).
Выбор и съемка героя.
Написание сценария курсовой работы.
Начало съемочного периода.
Приглашенный преподаватель месяца - Руслан Федотов.
Родился в Беларуси, начал свою карьеру в качестве оператора. Окончил минскую Академию искусств и переехал в Москву, где окончил Московскую школу нового кино (2015). Премьера его дебютной работы «Саламанка» состоялась в конкурсе среднеметражных картин IDFA-2015, второй фильм «Песни для кита» также был отобран этим смотром в 2017-м. Также работал оператором на множестве неигровых лент, участвовавших в Vision du Réel, Hot Docs и др. Фильм «Куда мы едем» (2021) получил призы за лучший дебют и операторскую работу на фестивале документального кино IDFA в Амстердаме.
2 месяц. Лаборатория, съемки, монтаж.
Работа с камерой, с настроением в кадре, операторские фокусы.
Продолжение работы с героем и съемки курсовой работы.
Съемка новостного сюжета в стиле гонзо журналистики или кино-наблюдения.
Отбор отснятого материала, поиск хороших стыков, чувство ритма, монтаж сцен.
Приглашенная преподавательница месяца - Сюзанна Регина Мойрес.
Обладательница степени магистра фотографии и истории искусств Института Курто в Лондоне и степени магистра кинематографии Цюрихского университета искусств. Ее первая неигровая полнометражная лента «Рейв в Иране» участвовала в 130 фестивалях по всему миру (включая Берлинале и Hot Docs), завоевала множество призов и стала кассовым хитом. Ее вторая работа «Сбежавшая» была представлена на Сандэнсе и Берлинале, где получила приз зрительских симпатий. Также лента номинировалась на премию Европейской киноакадемии и выиграла премию EUFA 2020. Фильм «Девушки, живущие в сети» (2022) получил приз зрителей на фестивале документального кино в Мюнхене; приз за лучший монтаж на МКФ «Doc Edge».
3 месяц. Лаборатория, съемки, монтаж, прокат и продажа.
Изучение монтажа как приема повествования и драматургии.
Продолжение съемки курсовой работы, если требуется.
Монтаж курсовой работы и разбор рабочих монтажей.
Изучение принципа проката фильма на фестивалях и платформах.
Приглашенный преподаватель месяца - режиссёр документального кино, кинопродюсер, президент международного фестиваля авторского документального кино.