top of page
logo-04.png
Image by Simon Berger

Тонкий лед

3 часть альманаха сценариев ФИГУРЫ НА СНЕГУ

НАЗВАНИЕ

ТОНКИЙ ЛЕД

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

ТЫ МНЕ НЕ ДРУГ

ПРЕДМЕТ

КОНЬКИ

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

СГОРЕЛИ

Новогодняя драма

о семье, отъезде и утрате - ожидаемой и внезапной.

Драма о странной семье, детской одержимости, Нирване

и котятах.

Драма об отношениях отца и сына в Сибири двухтысячных.

Тонкий лед

Сценарий Галины Лурье

1

Зимний морозный день. Скрипит калитка во дворе жилого дома. Дворник метет снег метлой, кот пробирается к своей миске на картонке у подвала, уворачиваясь от метлы. САША (30) идет через двор к парадной, набирает номер квартиры и ждет ответ домофона.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА (70), шаркая тапочками, открывает дверь парадной изнутри.

 

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: Пока так и не починила.

 

Саша поднимается вслед за Еленой Николаевной по темной лестнице — лампочки перегорели — в квартиру на втором этаже.

 

Елена Николаевна: Не разувайся.

Саша (разуваясь): На улице мокро.

 

Они проходят на кухню, Саша протягивает пачку наличных денег, Елена Николаевна пересчитывает, поддерживая разговор.

 

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: Это ты сама решила, что до лета остаешься, или тебе кто-то такой срок сказал, установил?

САША: Сама. У меня в феврале собеседование, если ничего не сорвется — то летом

как раз уеду.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: Я тоже, наверное, летом уеду. Как сын скажет. Он говорит, что летом уже будет там. Один, к сожалению.

САША: Они сейчас в тех краях?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: В Индии. На прошлой неделе совсем плохо стало, думали уже всё,

а она выкарабкалась. Но это безнадежная ситуация абсолютно. Он у меня всю жизнь занимался черт-те чем, по бабам, извини, ну и толку-то? Ну ребенка с одной из них завел,

это молодец. И только сейчас хорошую женщину встретил. А всё, поздно, очень быстро рак спрогрессировал. У тебя всё хорошо?

САША: На той неделе отопление отключили, но в тот же день вернули.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: С напором воды всё хорошо?

САША: Нормальный. А у вас у самой как дела?

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: На работу езжу — такие дорогие чистые там, на Охте. Не то, что у нас тут.

 

Саша обувается.

 

САША: До встречи.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: С наступающим.

 

2

На улице смеркается, начинается метель. Саша пешком идет через мост. Навстречу ей почти никто не попадается. За мостом — здание больницы. Саша что-то говорит на проходной

и идет по территории больницы к главному зданию. Покупает бахилы, сдает одежду

в гардероб и поднимается на пятый этаж. Отделение хирургии.

 

3

Палата в отделении хирургии, свет выключен. МАРИНА (35) просыпается под сашиным взглядом.

 

МАРИНА: Пустили?

САША: Я сказала, что мне только выписку забрать.

МАРИНА: Можешь не шептать, тут никого нет.

 

На соседней пустой кровати вибрирует телефон.

 

МАРИНА: Тут женщина лежала, ее вчера увезли и не привезли обратно. Телефон со вчера разрывается.

САША: Может, возьмем трубку?

МАРИНА: И что скажем? Мы ничего не знаем.

САША: Скажем, чтобы позвонили на отделение.

МАРИНА: Разберутся.

 

Саша открывает рюкзак и выкладывает на кровать Марины пеленки для взрослых, детское пюре, бутылки с водой.

 

МАРИНА: А шоколадку какую-нибудь принесла?

САША: Я не поняла, можно тебе или нет.

МАРИНА: Можно.

САША: Сейчас схожу принесу.

 

Саша выглядывает из палаты: всё чисто, единственная медсестра уткнулась в бумаги

на своем посту. Идет к лифтам, покупает сникерс в автомате. Оборачивается — 

и оказывается вплотную к медсестре, она подкралась к ней сзади.

 

МЕДСЕСТРА: Вы тут лежите? На каком отделении?

САША: Я нет, я просто зашла.

МЕДСЕСТРА: Часы приема на доске объявлений.

САША: Можно я шоколадку просто передам?

МЕДСЕСТРА: Нет, а если у человека операция завтра?

САША: Операция уже прошла.

МЕДСЕСТРА: Откуда вы знаете, вы же не врач. Приходите в часы приема и тогда передавайте.

 

4

Саша идет от больницы и ест сникерс. Марина дремлет в палате. Раздается знакомая вибрация — в этот раз телефон звонит не на соседней кровати, а в кармане у Саши,

она забрала телефон с собой. Саша берет трубку.

 

САША: Алло.

МУЖСКОЙ ГОЛОС В ТРУБКЕ: Почему ты не отвечаешь?

САША: Кому вы звоните?

ГОЛОС В ТРУБКЕ: Любе. А вы кто?

САША: Люба лежит в больнице вместе с моей сестрой. Ее перевели на другое отделение,

но не перенесли вещи, наверное, забыли. Я взяла телефон, чтобы связаться с кем-то

из родных. Кем вы ей приходитесь?

ГОЛОС В ТРУБКЕ: Вы украли телефон?

САША: Я просто хотела сказать вам, чтобы вы позвонили на отделение в приемные часы. 

ГОЛОС В ТРУБКЕ: Без вас бы не догадался.

САША: А вы звонили?

ГОЛОС В ТРУБКЕ: Пока еще нет. Верните телефон Любе, чтобы она мне позвонила.

САША: Я не знаю, где она.

 

5

Саша заходит в свою квартиру: в полумраке светятся новогодние фонарики, в холодильнике стоит миска салата. Под окнами толпа подростков что-то кричит, вдалеке слышен грохот фейерверка. Саша трогает батареи: холодные. Набирает номер, слушает короткие гудки. Любин телефон снова вибрирует.

 

6

Саша выходит из метро на окраине города и идет к одному из высотных домов-муравейников.

 

7

Саша заходит в прихожую, дверь за ней закрывает ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ (65). 

 

Саша: Кухня там?

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Да.

 

Саша идет на кухню и распаковывает еду из рюкзака. Владимир Дмитриевич возвращается

в кресло возле телевизора. Саша накрывает на стол.

 

САША: Вы один живете?

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Сейчас да.

САША: Я вам номер телефона выписала, вот сюда позвоните.

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Сейчас будут выходные.

САША: Попробуйте все равно.

 

Саша протягивает ему любин телефон.

 

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Зря вы забрали. Как она теперь позвонит.

САША: Моя сестра в той же палате. Через нее можно будет связаться.

 

В телевизоре бьют куранты. Владимир Дмитриевич и Саша молча сидят за столом.

 

8

Ночь, больница. Марина прислушивается к шороху за дверью палаты: там смешки и звон. Дверь открывается, за ней две молодые медсестры — практикантки, пихающие друг другу

в руки шприц.

 

МЕДСЕСТРЫ: Мы пришли сделать вам укол. С новым годом!

МАРИНА: С новым годом! А что это за укол?

МЕДСЕСТРЫ: Кровеостанавливающее.

МАРИНА: Меня еще врач не смотрел после операции, давайте если посмотрит и скажет,

что нужно — тогда сделаете.

МЕДСЕСТРЫ: Хорошо!

 

Они рады, что не придется делать укол. У Марины звонит телефон.

 

9

Ночь, больница, сестринский пост. Марина идет к посту, аккуратно придерживая себя

за живот.

 

МАРИНА: Вы не знаете, где моя соседка по палате?

МЕДСЕСТРА: На операции.

МАРИНА: Ее еще вчера увезли. Родственники разыскивают.

МЕДСЕСТРА: Вчера? Тогда не знаю, где она. Родственникам передайте, что с ними свяжутся.

МАРИНА: Кто?

МЕДСЕСТРА: Что?

МАРИНА: Кто с ними свяжется? Если вы не в курсе.

МЕДСЕСТРА: У вас температура?

МАРИНА: Нет.

 

Медсестра направляет термометр на лоб Марины.

 

МЕДСЕСТРА: Температура. Идите ложитесь.

 

10

Ночь, квартира Владимира Дмитриевича. Владимир Дмитриевич просто сидит напротив телевизора. Саша убирает со стола.

САША: Вы не доели, я в холодильник положу.

 

Владимир Дмитриевич кивает, не глядя на Сашу.

 

В дверь стучат.

 

САША: Открыть?

 

Владимир Дмитриевич пожимает плечами. Саша открывает. На пороге молодой человек.

 

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Вы нас заливаете.

 

Саша зовет Владимира Дмитриевича.

 

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Второй раз за неделю. Это не мы, это на два этажа выше.

 

На потолке и стенах видны повреждения от воды.

 

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: И что делать?

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Идти на два этажа выше и там говорить то же самое.

 

Владимир Дмитриевич одевается.

 

САША: Вы куда?

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ: Мне нужно в больницу.

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК: Вам плохо?

САША: Я поеду с вами.

 

11

Ночь, палата Марины. В туалете горит свет и раздается шуршание. Из туалета выходит ЛЮБА (40) и садится на свою кровать. В окно прилетает снежок, затем еще один. Люба подходит

к окну, видит внизу Владимира Дмитриевича и Сашу, машет рукой. На тумбочке у кровати Марины вибрирует телефон. Люба берет трубку.

 

ЛЮБА: Да, папа, только привезли обратно. Я тут одна. Ничего не надо, я пока все равно

не смогу есть.

 

12

Ночь, больница. Смеявшиеся ранее медсестры-практикантки курят на заднем дворе, вытирая красные глаза и носы. Через ограду видно, как мимо проходят Владимир Дмитриевич и Саша, Владимир Дмитриевич приобнимает Сашу за плечи. Дежурная медсестра в отделении хирургии, убедившись, что Люба спит, убирает вещи Марины из палаты и перестилает кровать.

 

13

День, Саша поднимается по лестнице в свою квартиру. На лестничной клетке стоит СОСЕДКА (50) и держит у открытой форточки противень со сгоревшим печеньем в форме коньков.

 

СОСЕДКА: С новым годом!

 

Саша молча кивает. В своей квартире трогает батареи и отдергивает руку: горячие!

Набирает номер и слушает длинные гудки.

 

14

Лето. Елена Николаевна шаркает по опустевшей квартире, в которой жила Саша.

За ней ходит осунувшийся пятидесятилетний СЫН. 

 

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: Хочу продать.

СЫН: Ты эти деньги не сможешь вывезти.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА: Значит будут лежать. Поменяю на евро и пусть лежат, постепенно будем вывозить.

СЫН: Как знаешь.

 

Сын выходит курить под окнами, Елена Николаевна неодобрительно смотрит на него сверху. Неподалеку ссорятся двое десятилетних мальчишек. Елена Николаевна прислушивается

к ним с улыбкой, удобнее устраиваясь в кресле у окна.

 

— Ты мне не друг!

— Нет, ты мне не друг!

 

Елена Николаевна смотрит перед собой и повторяет, обращаясь непонятно к кому:

«Ты мне не друг».

Якорь 1
Якорь 3

Тонкий лед

Сценарий Маргариты Полонской

1

МАША, девочка лет десяти с двумя длинными косами и неровной челкой, сидит на стуле.

У нее на коленях коробка, завернутая в подарочную бумагу. Справа от Маши в старинной печке трещит огонь. Маша разворачивает записку, висящую сбоку, на ней написано детским почерком: «С твоим днем!». 

Женский сиплый голос за Машиной спиной: Костик сообразил?

Маша оборачивается на ВАЛЕНТИНУ СЕМЕНОВНУ, которая достает толстыми пальцами

из банки соленые огурцы и ест в кресле-качалке. Рассол капает ей на шерстяную юбку.

 

МАША: Не твое дело!

Маша бросает коробку в огонь. Он сначала гаснет, а потом разгорается еще сильнее.

Красно-зеленая нарядная бумага тлеет, Маша подставляет руки и греет их. Валентина Семеновна хохочет.

ВАЛЕНТИНА СЕМЕНОВНА: А он у тебя с юмором!

Маша показывает ей язык, берет коньки под мышки и выбегает из комнаты. Мы успеваем заметить, что Маша хромает на одну ногу — левая нога у нее на 7 сантиметров короче правой. 

 

2

КОСТЯ (10), друг Маши, ударяет себе палец молотком. Вскрикивает, плачет. Маша над ним смеется. Они у Маши в комнате: высокие потолки, маленький холодильник, маленькая микроволновка, стол обеденный с красивыми деревянными вензелями на ножках, 2 стула. Длинный стол с инструментами: молоток, напильник, резчик по металлу, заготовки ключей, лазерный мини-станок для резки ключей. На стене плакаты с Куртом Кобейном.

Маша подходит, берет Костю за руку, ведет его к раковине, хромая, включает холодную воду.

МАША: Ты послушал второй альбом Нирваны?

КОСТЯ: Нет еще .

 

3

Маша надевает на Костю большие наушники, он сидит в кресле с перебинтованным пальцем, мы слышим, что в наушниках играет гранж. Маша надевает защитную маску, встает за лазерный станок и продолжает работу — в ее руке лезвие для коньков сантиметров 20. 

За ее спиной висят другие металлические изделия. Ключи, сувенирные подковы, замки. 

В комнату заходит Валентина Семеновна, шаркая ногами.

ВАЛЕНТИНА СЕМЕНОВНА: К вечеру нужна еще партия заготовок.

Маша показывает ей большой палец вверх. 

ВАЛЕНТИНА СЕМЕНОВНА: А еще вот.

Валентина Семеновна кладет на холодильник конверт и выходит из комнаты. Маша ждет, пока та уйдет из комнаты, открывает конверт, там тысячные купюры стопкой. Маша прижимает конверт к груди.
 

4

Маша уверенным шагом идет по модному концепт-стору: небольшие магазины с одеждой от местных дизайнеров, украшениями, предметами интерьера, а главное — двухэтажный магазин виниловых пластинок. Маша заходит в него, чуть задержавшись на пороге, чтобы торжественно переместить одну ногу из реальности в мир ее любимой музыки. Продавец-консультант приветствует ее рукопожатием.

Продавец-консультант: У нас есть кое-что, что может вам понравиться.

И вот Маша уже в наушниках слушает Come as you are — Nirvana. Под расстегнутой зимней курткой у нее полосатый лонгслив как у Курта Кобейна, а на нем широкая синяя футболка.

Взгляд Маши падает на женщину справа, ИРМУ (39). В ее длинных красиво уложенных волосах большие наушники. Она слушает пластинку с какой-то красивой афроамериканской певицей на обложке и чуть-чуть пританцовывает, едва заметно переминаясь с ноги на ногу. Снимает наушники и подзывает продавца-консультанта. Показывает ему, что выбрала пластинку и вот этот проигрыватель — на минуточку, самый дорогой из всех представленных: 49676 вместо зачеркнутой 67549.

Маша снимает наушники и ждет, пока женщина оплатит покупку.

Продавец-консультант: Всего доброго! Хорошего дня!

ИРМА: И вам!

 

5

Ирма с коробкой с проигрывателем идет по улице, за ней на дорогой машине медленно едет ВАДИК (27) и говорит с ней из окна.

ВАДИК: Ты хочешь, чтобы я чувствовал себя виноватым?

ИРМА: Я хочу дойди до дома своими ногами без тебя.

ВАДИК: Я соскучился.

Ирма останавливается, будто прислушивается к чему-то внутри себя, оборачивается,

мимо нее проходит Маша с пластинкой в руке. Ирма обходит машину и садится на переднее сиденье. 

 

6

Маша сидит пристегнутая на заднем сиденье такси. Водитель все время переключает радиостанции. Никак не может выбрать.

МАША: Оставьте вот эту, пожалуйста.

Играет «Limp Bizkit».

Водитель останавливается у пятиэтажного дома с оранжевыми балконами. Маша аккуратно выходит, прыгая на той ноге, которая длиннее. Ждет у двери в подъезд. Возле подъезда курит женщина. Она выбрасывает бычок, возвращается в подъезд. Маша заходит за ней следом.

 

7

Из квартиры на втором этаже выходит мужчина и две ухоженные собаки породы колли.

Они спускаются по лестнице, не заметив прячущуюся за бетонным выступом стены Машу. Маша ждет, пока троица окажется вне поля зрения, и идет к квартире напротив той, из которой вышли мужчина и собаки. На двери, к которой подошла Маша, висит красивый венок из еловых веток с искусственными красными ягодами брусники. Маша достает

из кармана воск и делает слепок замочной скважины, время от времени прислушиваясь

к звукам дома. 

 

8

Квартира большая, светлая, на полу ламинат в мелкий фигурный узор, в гостиной белый ковер с длинным ворсом. Маша скидывает куртку между коридором и гостиной, заваливается на ковер и делает снежного ангела. В дверном проеме стоит Вадик в трусах и смотрит

на нее. Маша кричит, Вадик кричит.

Маша хватает куртку, накидывает на себя, в коридоре Вадик хватает ее за капюшон,

она бежит дальше вниз по лестнице, оставив куртку в руках у Вадика. 

 

9

Дома Маша надевает большие наушники, перед ней большой приемник с множеством цветных проводов. Она крутит колёсико, нажимает две кнопки. Рядом с ней Костя ест куриную ножку, запивает томатным соком. Мы слышим звуки в машинах наушниках.

ГОЛОС ИРМЫ: (неразборчиво)

МУЖСКОЙ ГОЛОС: Сама сказала: «Оставайся».

ГОЛОС ИРМЫ: И уже об этом пожалела.

МУЖСКОЙ ГОЛОС: (неразборчиво)

ГОЛОС ИРМЫ: Ты уверен, что это был ребенок? 

МУЖСКОЙ ГОЛОС: Я тебе уже (неразборчиво) девочка лет 12, хромая.

ГОЛОС ИРМЫ ничего не отвечает.

МУЖСКОЙ ГОЛОС: Давай завтра поужинаем после работы как нормальные люди?

Маша снимает наушники, тревожно сгрызает ноготь на указательном пальце.

КОСТЯ: Тебе оставить?

МАША: Да, благодарю.

 

10

В отделении почты женщина заклеивает углы коробочки фирменной сине-белой лентой.

На стекле, отделяющим Машу от женщины, висит мишура, наклеен олень с подарками, снежинки из бумаги.

ЖЕНЩИНА: Так, ну 450 грамм. По России?

МАША: По городу.

ЖЕНЩИНА: Пишите.

Женщина протягивает Маше бланк. Имя отправителя Маша не заполняет. 

 

11

Дверь в квартире с зеленым венком и красными искусственными ягодами открывается изнутри. Там заспанная Ирма с белыми волосами, непрокрашенной сединой, золотой цепочкой с красивым кулоном на шее, в пижаме с имбирными печеньками. Она смотрит вниз. На полу стоит большая квадратная коробка, оттуда раздается писк. Ирма легко раскрывает коробку, внутри сидят 5 черных котят, у них уже открылись глазки, они топчутся друг

по другу, орут.

Ирма заносит коробку внутрь, втискивает ноги в черные идеально начищенные ботинки

с острыми носами, выходит в подъезд и встает посередине коридора своего этажа.

ИРМА: Вадик, это ты?

Она прислушивается. Вздрагивает от того, что лифт зашумел. Внизу хлопает дверь подъезда. Ирма, переступая через одну ступеньку, поднимается на этаж выше, где находится окно.

Она приподнимается на руках, держится на весу, выглядывает наружу. Соседка гуляет

с пуделем почти возле дома, во дворе два мальчика лепят снеговика. 

 

12

Ирма в гостиной кормит из пипетки черного котенка. Она сидит на белом ковре с длинным ворсом. Рядом с ней ВРАЧИНЯ (35) в медицинских перчатках по очереди осматривает других котят.

ВРАЧИНЯ: Вот этот скорее всего не выживет. Его лучше сразу усыпить. 

ИРМА: Хорошо.

ВРАЧИНЯ: Эта услуга платная.

ИРМА: Хорошо.

ВРАЧИНЯ: За доп плату могу прямо сейчас забрать.

ИРМА: Хорошо.

ВРАЧИНЯ: Остальным могу витамины вколоть.

ИРМА: Это зачем?

ВРАЧИНЯ: Для профилактики.

ИРМА: Ну давайте.

Ирма смотрит как котенок писает на ее белый ковер. 

 

13

Ночью Ирма выходит из квартиры в общий коридор с ножницами и скотчем. Она закрепляет камеру гоупро плотным скотчем на двери среди еловых веток новогоднего венка.

 

14

Маша сидит у камина с канцелярским ножом в руке. Перед ней стоит коробочка с сине-белой лентой, которую она отправляла недавно на почте. Маша резкими движениями втыкает в коробку лезвие. Там внутри маленькая коробочка, упакованная в блестящую фиолетовую бумагу. Она разрывает упаковку. Внутри белые шнурки.

ВАЛЕНТИНА СЕМЕНОВНА: Поставь чайник, зайка.

Маша встает, сминает коробку, оберточную бумагу, бросает в камин. Коробку со шнурками оставляет на кресле, выходит из комнаты, ставит чайник.

 

15

Костя сидит дома у Ирмы напротив коробки с котятами. Ирма рядом показывает ему пальцем.

ИРМА: Девочка, мальчик, девочка, девочка. 

КОСТЯ: Только черные?

ИРМА: Вот у той есть белой шерсти на пузе немного.

КОСТЯ: Давайте вот этого.

Ирма протягивает Косте одного из котят.

ИРМА: У тебя переноска или что?

КОСТЯ: Мне недалеко.

Костя засовывает котенка за пазуху.

ИРМА: Может, возьмете второго? Котенку нужны друзья.

КОСТЯ: Спасибо, моя финансовая ситуация не позволит мне пойти на этот

безответственный шаг.

 

16

Костя в гостях у Маши играет с котенком. Он привязал к ниточке фантик, котенку очень нравится игра. Рядом с ним в телефоне идет передача на ютубе с названием «Котенок в доме: первые шаги». Маша продевает в коньки новые белые шнурки. Звонок в дверь. Маша идет открывать. 

МАША: Кто там?

Женский голос: За ключами!

Маша идет в комнату, берет со своего рабочего стола две одинаковые пары ключей.

На одном висит шнурок, на другом ничего. Маша открывает дверь, там женщина в короткой шубе. Маша протягивает ей ключи, а женщина Маше — 1000 рублей бумажкой.

Женщина в шубе: Папе спасибо передай.

МАША: Обязательно! Хорошего дня!

Женщина в шубе: И тебе!

Маша ставит табуретку, открывает правую дверцу антресолей, достает оттуда железную банку. Кладет в нее тысячу рублей. Идет на кухню. Там Валентина Семеновна наблюдает

за черной вороной на дереве. Или она дремлет? Маша недолго стоит рядом с ней,

что-то нажимает в телефоне. Затем показывает ей экран, там на зеленом экране «-5000». Валентина Семеновна кивает.

ВАЛЕНТИНА СЕМЕНОВНА: поставишь чайник, зайка?

Маша идет к плите. 

 

17

Маша опять в наушниках перед приемником, крутит кнопки. Слышен бубнеж от телевизора, реклама майонеза для всей семьи. Маша крутит кнопку, звуки становятся четче. На кухне

что-то жарится на сковородке, слышно как по разделочной доске что-то режет нож. 

 

18

Ирма забрасывает морковь на сковородку, где уже тушится мелко порезанный лук. Накрывает крышкой.

Садится за стол, вертит в руках камеру гоупро. Перед ней на ноутбуке скачиваются файлы. Она открывает видеозапись подъезда. Ускоряет видео, на нем соседи: взрослые мужчина

и женщина, мужчина с двумя колли,  курьер в яркой розовой куртке, курьер в зеленой куртке с большим рюкзаком, какая-то женщина в красивом длинном пальто, девочка лет 10, хромая, в серой куртке — Маша. Ирма ставит видео на паузу. Прокручивает до момента, когда девочка с синей коробкой подходит к почтовым ящикам. 

 

19

Ирма в подъезде просовывает руку в почтовый ящик. Резко выдергивает руку: ящик

ее квартиры засыпан гусиными перьями. Часть перьев разлетается, но большинство

из них приклеиваются к ладоням Ирмы. Она не знает, собирать их по полу или пытаться отклеить. Пытается отряхнуться от них, снова заглядывает в ящик — кроме перьев там ничего нет. На Ирму смотрит сосед, который стоит у своего ящика и держит в руках квитанции.

ИРМА: Розыгрыш! Шутка такая! Репетиция первого апреля. 

 

20

Костя и Маша на городском катке. Маша в новых коньках с красивыми белыми шнурками, одним лезвием выше другого на 20 сантиметров. Костя тоже в белых коньках, только

с зелеными шнурками. Они берутся за руки и идут на первый круг.

 

21

Ирма сидит сверху на Вадике и целует его в губы. Они у нее на диване. Из другой комнаты пищат котята. Вадик расстегивает пуговицы у Ирмы на блузке. Котята пищат.

ИРМА: Тебе лучше уйти.

ВАДИК: Что, почему?

ИРМА: Я устала.

Она сказала это так серьезно, что Вадик встал и пошел в коридор собираться. Ирма пошла

к котятам. Они описали коробку. Ирма по очереди достает их из коробки.

Слышен звук хлопка входной двери.

 

22

Маша на птичьем рынке выбирает цыплят. Костя стоит с ней рядом. Желтые комочки пищат

в огромной коробке. Рядом с ноги на ногу переминается продавец.

КОСТЯ: По-моему, это ту мач.

Маша долго смотрит на Костю. Кажется, она согласна с ним и не согласна одновременно.

МАША: Возможно.

КОСТЯ: Может, за беляшами сходим?

МАША: Давай. (продавцу) Спасибо, мы пока не будем брать.

Маша и Костя уходят в сторону ларька с беляшами. 

 

23

Ирма у себя дома на диване собирает в коробку подарки от Вадика: сережки, валентинку, игральные карты для секса, тарелку с видами Таллина, куда они ездили на выходные.

Рядом черный котенок играет с ворсом уже красного с оранжевым узором ковра.

ИРМА: Лютик, лютик!

Котенок с удивлением смотрит на нее, Ирма посылает ему воздушный поцелуй. Закрывает лицо руками и плачет. 

 

24

Вадик и его жена Вика, их пес Максик, их собака Лейла стоят в коридоре и смотрят на пищащих в коробке цыплят.

ВИКА: Котик, это шутка такая?

ВАДИК: Я не понимаю что это, это не я, клянусь тебе, котик.

 

25

Маша в магазине виниловых пластинок слушает Нирвану. К ней подходит Ирма. Маша хочет уйти, но Ирма удерживает ее за руку.

ПРОДАВЕЦ-КОНСУЛЬТАНТ: У вас все в порядке?

ИРМА: Да.

МАША: (себе под нос) Ты мне больше не друг.

Ирма снимает с Маши наушники и надевает их себе на голову. Слушает Нирвану.

Снимает наушники.

ИРМА: Я их в школе слушала.

МАША: Я на школу забила.

ИРМА: А родители что?

МАША: У меня их нет.

ИРМА: А кто у тебя есть?

МАША: Начальница и друг.

Ирма протягивает ей руку.

ИРМА: Меня зовут Ирма.

МАША: Я — Маша.

Маша не может сдержать улыбку. Ирма тоже. Нирвана играет в лежащих рядом с ними наушниках.

Якорь 2

Тонкий лед

Сценарий Юлии Садыговой

 

Сибирь, начало 2000-х, зима.

 

1

МИША (8), САША (10), НАСТЯ (8) идут по заснеженной дороге. Это окраина деревни,

они проходят последние несколько домов, дальше начинается пустырь, вдалеке виднеется лес. Дорога неширокая, по обеим ее сторонам лежат сугробы. Миша несет в руках коньки, Саша тащит за собой санки. У Насти в руке большая палка, она опирается на нее, как на трость.

 

МИША: Надо было у папки сигарет взять.

САША: Маленький еще для сигарет.

МИША: А я уже пробовал один раз.

САША: А я пиво пробовал.

МИША: Вкусно?

САША: Нормально.

 

Настя немного отстает от мальчиков, останавливается и быстро лепит два снежка.

Саша замечает, что Насти нет, оборачивается. В этот момент она кидает в него один снежок, а в Мишу другой. Дети смеются и начинают бросаться снежками и толкать друг друга в снег.

 

САША: Всё, пойдемте!

 

Настя бросает в него последний снежок.

 

НАСТЯ (Мише): Дашь мне тоже на коньках покататься?

МИША: Дам.

САША: И мне!

 

Настя подбегает к Мише, толкает его на санки и тащит их за собой. Саша бежит за ними. Когда дети пробегают мимо последнего дома, громко лает собака, и они останавливаются. Собаки не видно. Дом маленький, слегка наклонился на правый бок, из трубы на крыше

идет дым.

 

НАСТЯ: Говорят, у нее собака с двумя головами.

САША: Ну и где она?

НАСТЯ: Думаешь, она такую будет выпускать? Чтобы все видели?

МИША: Я тоже слышал про собаку.

 

Саша медленно идет к дому.

 

МИША: Ты куда? 

НАСТЯ (тоже двигаясь в сторону дома): Она, наверно, на цепи сидит.

 

Миша колеблется пару секунд и идет за всеми. Саша в это время подходит к калитке,

смотрит в щель между досками, направляется к окну. Из-за забора снова раздается громкий собачий лай. Дети с визгом бегут от дома к дороге. Калитка открывается, из нее сначала выходит маленькая коренастая собака, белая с черным пятном на боку, а за ней — 

МАРИЯ (70). Она в темно-коричневой короткой шубе, потертой на рукавах, и серой пуховой шали на голове. В руке Мария держит небольшой пучок засохшей травы. Собака продолжает лаять. Мария смотрит вслед детям. 

2

Дети стоят около спуска к озеру. Оно находится в низине, его окружает высокий обрывистый берег. Спуск выглядит как крутая горка, на нем видны следы от санок.

 

НАСТЯ: Я же говорила, что у нее собака.

САША: Но мы не видели, сколько у нее голов.

НАСТЯ: Голос, вроде, был один.

МИША: Может, вторая голова молчала.

 

Саша устанавливает санки в начале спуска.

 

САША: Давайте садитесь.

НАСТЯ: Мы все не поместимся.

САША: Сначала вы, дети, а я потом прокачусь.

МИША: А ты чё, взрослый?

САША: Мне десять!

 

Настя и Миша садятся на санки. Саша толкает их, санки быстро едут с горы, набирая скорость. Саша поднимает палку, которую обронила Настя, и идет вниз. Горка крутая

и скользкая, он идет всё быстрее, быстрее, и под конец уже бежит.

3

МАТВЕЙ (38) сидит на кухне за столом у окна и ест холодную жареную картошку прямо

со сковородки. Он в помятой рубашке, отросшие волосы не расчесаны, на щеках щетина.

 

Кухня маленькая, в углу — деревенская печь, на ней стоит чайник и лежат большие рабочие рукавицы. На полу около печи валяется мусор, стоит кошачья миска, в ней — кусочек картошки и кусочек огурца. Также на кухне есть шкаф с посудой и умывальник, рядом

с которым висит грязное полотенце.

 

С улицы доносится лай собаки. Матвей смотрит в окно, встает, быстро убирает сковороду

с остатками картошки на печку, крошки со стола смахивает в ладонь и бросает в мусор

на полу. В дом заходит ГРИГОРИЙ (45). Он щурится, глаза постепенно привыкают

к полутемной кухне после дневного света. В руке он держит топор.

 

МАТВЕЙ: Здорово!

ГРИГОРИЙ: Ну и темнотища.

МАТВЕЙ: Всё принес?

 

Григорий кладет топор на стол, достает из-за пазухи бутылку водки и ставит ее рядом

с топором. Потом вынимает из кармана 50 рублей и кладет рядом с бутылкой. Матвей хватает бутылку, берет из шкафа стакан, наливает в него водку, сразу выпивает, занюхивает рукавом. Потом вспоминает про картошку, берет ее и ест руками. Григорий всё это время стоит около стола и наблюдает.

 

ГРИГОРИЙ: Полегчало?

МАТВЕЙ: Выздоравливаю!

ГРИГОРИЙ: Ну давай коньки, да я пойду.

 

Матвей озирается по сторонам, надевает куртку, которая лежала на полу, и они вдвоем выходят из дома.

4

Озеро. Ярко светит солнце, лед сверкает бликами. Миша катится по льду на коньках.

Он улыбается, набирает скорость, пытается делать сложные развороты. В это время Настя

и Саша мчатся на санках с горы и пролетают мимо Миши.

 

МИША: Смотрите!

 

Настя и Саша сваливаются с санок и смеются. Миша изящно их объезжает.

 

МИША: Смотрите! 

НАСТЯ: Да мы видим! 

САША: Прям как по телевизору.

МИША: Еще кружок сделаю — и дам вам покататься.

САША: Папка мне тоже скоро коньки купит! Сказал, что вечером принесет.
 

5

Матвей и Григорий в предбаннике. В нем грязно, стоят деревянные ящики с разным хламом. Григорий придерживает дверь открытой, чтобы в помещение попадал свет с улицы.

Матвей рыщет по углам, но не может найти то, что ему нужно.

 

МАТВЕЙ: Точно тут были! Наверно, Мишка взял покататься.

ГРИГОРИЙ: Ты ж сказал, что у тебя две пары. У сына, что ли, забрал и продаешь?

МАТВЕЙ: Да зачем они ему, вон санки есть — и хватит.

 

Матвей кивает на санки, прислоненные к стене.

 

ГРИГОРИЙ: Давай, короче, это… Отменяем сделку. Возвращай мне всё.

МАТВЕЙ: Да как же… Я уже выпил половину. И деньги мне нужны.

ГРИГОРИЙ: Давай деньги, а бутылку забирай.

МАТВЕЙ: Мишка придет — и всё будет. Зачем отменять.

ГРИГОРИЙ: Ты работу-то нашел?

МАТВЕЙ: Да найду.

ГРИГОРИЙ: Смотри. По тонкому льду ходишь.

МАТВЕЙ: В смысле?

ГРИГОРИЙ: Заберут пацана, вот тебе и в смысле. И так без матери растет.

 

Григорий машет на Матвея рукой и выходит из предбанника. Матвей щурясь стоит на пороге. В руке у него длинный тонкий ремень, похожий на вожжи.

 

МАТВЕЙ (тихо сам себе): Всё в силе, скоро вернется Мишка.

6

Солнце уже близится к закату. Ребята стоят посреди озера. Миша стучит палкой по льду. Саша развязывает шнурки на коньках.

 

НАСТЯ: Можно теперь я еще разочек прокачусь — и пойдем!

МИША (глядя вдаль): Кажется, это та бабка. С собакой.

 

По берегу вдоль озера идет Мария, она везет за собой санки, на которых лежит сено.

Следом бежит собака.

 

САША: Вроде она.

МИША: Я говорил, не надо было к ней заглядывать.

НАСТЯ: Думаешь, она за нами?

МИША: Бежим!

 

Дети бегут в разные стороны. Саша запинается о развязанный шнурок и падает. Лед под ним трескается. Настя и Миша резко останавливаются. Трещина под Сашей становится всё больше, через нее проступает вода. Мария замечает странное поведение детей, 

идет в их сторону и видит треснувший лед.

 

МАРИЯ (громко): Стойте там! Не двигайтесь!

МИША: Папка говорил, она детей собаке своей скармливает.

НАСТЯ (протягивая Саше палку): На палку! Хватайся за палку!

 

Лед под Сашей ломается, и Саша оказывается в воде. Лед под Настей и Мишей покрывается трещинами. Мария бежит к детям.

 

МАРИЯ: Ложитесь на лед!

7

Григорий заходит в дом Матвея. Тот сидит на кухне около печи и курит. На столе — пустая бутылка из-под водки и пустая сковорода.

 

ГРИГОРИЙ: Не вернулся твой еще?

МАТВЕЙ: Нету.

ГРИГОРИЙ: Не знаешь, куда они пошли? Сашки тоже еще нет. 

МАТВЕЙ: Да отдам я тебе коньки, скоро придет он.

ГРИГОРИЙ: Иди ты в жопу, пьянь.

Григорий выходит на улицу и осматривается по сторонам. Уже почти стемнело. Никого нет. Изредка слышен собачий лай. Григорий топчется на месте, под его ногами скрипит снег.

8

Мария и трое детей на берегу озера. Мария укутывает Сашу в свою шубу. У Насти и Миши одежда тоже мокрая, но не насквозь. Из кармана шубы Мария достает фонарик и дает

его Насте.

 

МАРИЯ: Надо как-то наверх, давайте потихоньку.

 

Все вчетвером медленно поднимаются в гору. Дети держатся за руки. Мария тянет за собой двое санок. Собака бегает вокруг детей, иногда лает. Вдалеке появляется мужчина. Он бежит к Марии и детям. Это Григорий. 

9

Небольшая уютная комната в доме Марии. На диване, закутанный в одеяло, сидит Саша, рядом с ним Настя. На ней большие теплые носки не по размеру. В кресле напротив — Миша в таких же больших носках. У всех в руках чашки с горячим чаем. В комнату заходит Мария

и ставит на стол два блюдца с вареньем.

 

НАСТЯ: Это правда, что у вас собака есть с двумя головами?

МАРИЯ: Это надо у Рекса спросить.

 

В комнату заходит Григорий. Он держит в руках сухую одежду для Саши.

 

ГРИГОРИЙ: Настюха, собирайся, твоя мама идет.

МАРИЯ: Не торопись, допей чай. А за мальчиком кто придет?

ГРИГОРИЙ: Мальчика я сам домой отведу.

11

Миша сидит за столом и смотрит, как отец разжигает огонь в печи. У него мало щепок

и бумаги, поэтому ничего не получается, дым идет прямо в кухню. Рядом на полу лежат коньки.

 

МАТВЕЙ: Иди принеси еще бумаги.

МИША: Это мои коньки, а не Сашкины.

МАТВЕЙ: Его отец мне полтинник дал, завтра в магазин сходим. Неси бумагу.

МИША: Сам неси.

 

Матвей продолжается возиться с дровами. Наконец они разгораются. Матвей берет коньки

и ставит их около печки.

 

МАТВЕЙ: Подсушим немного.

МИША: Это мои коньки.

МАТВЕЙ: Вроде нормально горит.

 

Матвей уходит в комнату.

 

МАТВЕЙ (за кадром): Иди телевизор посмотрим.

 

За кадром слышен звук телевизора. Матвей переключает каналы.

Миша идет к печке. Поднимает коньки, рассматривает их, поправляет шнурки, проводит пальцем по лезвию. Потом открывает дверцу печи и медленно, осторожно засовывает в нее коньки. Они мокрые, огонь слегка шипит. Коньки загораются, от них идет черный дым.

Миша захлопывает дверцу печи, дым перестает идти в кухню. Дверца прилегает неплотно,

в зазоре виден огонь. Миша сидит на полу и смотрит на него. 

 

МАТВЕЙ (за кадром): Дружок, иди посиди с папкой.

МИША (тихо): Никакой я тебе не дружок.

НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ

В ПРЕДЫДУЩИХ ВЫПУСКАХ

НАЗВАНИЕ

СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

НАЧАЛИ ПЕТЬ ПТИЦЫ,

НАСТУПАЛО УТРО

ПРЕДМЕТ

ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРШОК

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ПОМЕНЯЛ ЦВЕТ

НАЗВАНИЕ

НЕ ХОДИ К ТОМУ МОСТУ

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

ТРАМВАЙ ГРОХОЧЕТ

В РАССВЕТНОМ СОЛНЦЕ

ПРЕДМЕТ

ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЗАБЫЛИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

НАЗВАНИЕ

КОМФОРТ ПЛЮС

ПОСЛЕДНЯЯ ФРАЗА

И ОНА ПОШЛА

НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ

ПРЕДМЕТ

КОЛОКОЛЬЧИК

ДЕЙСТВИЕ С ПРЕДМЕТОМ

ЧИСТЯТ

об авторках

Авторы

Маргарита
Полонская

Сценаристка, писательница

IMG_1601.jpg
Выросла в Омске, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница сценарной мастерской Олега Дормана в школе нового кино. Режиссировала клипы группы «Красные Зори». Рассказы публиковались в проектах «Что я знаю о папе?», «Горящая изба», «Pshychologies». Участница резиденции «Действующие лица» в Переделкино.

Сценарии Маргариты Полонской в альманахе «Фигуры на снегу»

Апокалиптическая антиутопия об исходе двух сестер с планеты Земля.

Магический реализм

в курортном городе: драма о человечности.

Драма о странной семье, детской одержимости, Нирване

и котятах.

Трагическая история

жизни одноклассницы девочки, устроившей стрельбу в школе.

Юлия
Садыгова
IMG_2263.JPG
Родилась и выросла в Сибири, живет в Санкт-Петербурге. Выпускница режиссерского курса «От рефлексии к практике» Школы искусств и креативных индустрий. Снимает кино.

Сценарии Юлии Садыговой в альманахе «Фигуры на снегу»

Новогодняя сказка

об украденной пицце

с хорошим концом.

Комедия о первом свидании и пятом колесе.

Драма об отношениях отца и сына в Сибири двухтысячных.

Драмеди о четырех днях

в поезде «Москва — Владивосток».

Связаться
Задать вопрос

Мы на связи

Задайте нам любой интересующий вас вопрос:

Спасибо! Скоро мы Вам ответим.

Галина
Лурье

Сценаристка, кураторка, соосновательница ШИКИ

галя лурье-min.jpg
Окончила мастерскую Олега Дормана в школе нового кино. Публиковалась в журнале «Искусство кино» («Очень солнечный день», 2017).

Проводит писательские и сценарные тренинги по своей методике ассоциативно-интуитивного построения текста.

Сценарии Галины Лурье в альманахе «Фигуры на снегу»

Один день из жизни профессора, прожившего на одиннадцать дней дольше прогноза врачей.

Мелодрама о любви

в Выборге на каникулах

и в будни.

Новогодняя драма

о семье, отъезде и утрате - ожидаемой и внезапной.

Магическая драма

о го́ре и волшебной куколке с необычной миссией.

Якорь 4
bottom of page